?

Log in

No account? Create an account

Цветное небо черно-белой войны

У меня самое дурацкое увлечение, я с детства люблю рисовать самолетики…

Судьба одного самолета
avk_tehnik
Этот самолет, Як-3 (заводской № 2530), был рожден в СССР, попал на фронт, потом был передан нашим союзникам и улетел с ними на их родину в далекую Францию...

Як-3 (№2530), таким его передали фронту с завода №292 НКАП зимой 1944 года.


Як-3 (№2530), 18 гиап, 303 иад, зима 1945 года.
* судя по форме и размеру цифр, этот самолет сначала попал в 18 гиап, а уже потом был передан французам для восполнение матчасти перед отлетом во Францию.


Як-3 (№2530), иап "Нормандия-Неман" (Свободная Франция), весна 1945 года.


Як-3 (№2530), иап "Нормандия-Неман" (Свободная Франция), су-лейтенант Альберт Лебра, аэродром Ле Бурже, 20 июня 1945 года.


Як-3 (№2530), RC III/5 Normandie-Niémen, Рошфор-сюр-Мер, зима-весна 1946 года
* В апреле 1946 года самолет был списан, но попал на 115 авиабазу Оранж-Каритат "Капитан де Сейн", где хранился в местном музее, в 1975 году был передан в Музей авиации и космонавтики в Ле Бурже. Самолет был полностью перекрашен и нанесены новые ОЗ.


Як-3 (№2530), экспонат "Капитан де Сейн", Музей авиации и космонавтики в Ле Бурже, 1977 год.
* Посвятили одному из самых запоминающихся и доблестных сюжетов полка "Нормандии-Неман", когда при перелете на другой аэродром самолет де Сейна был подбит, а сам пилот ранен, Морис отказался покинуть самолет, зная, что за бронеспинкой сидел его механик, Владимир Белозуб, у которого не было парашюта...



Як-3 (№2530), Музей авиации и космонавтики в Ле Бурже, 2003 год.
* Самолет был перекрашен, изменен бортовой номер и нанесены знаки 13 побед, отдавая дань пилотам полка Роберу Марки и Ролану де Ла Пуапу.




Як-3 (№2530), Музей авиации и космонавтики в Ле Бурже, павильон "Нормандия-Неман", 2015 год.
http://www.lesmaquettistes.com/t1196-normandie-niemen-2015

P-40K Харитонова (реконструкция)
avk_tehnik

Пришлось провести целое расследование, но оно того стоило...


P-40Е, 158 иап, лейтенант П.Т. Харитонов, весна 1942 года.

Работа над ошибками №6
avk_tehnik
Самолет одного из первых Героев Советского Союза в Великой Отечественной войне, Петра Тимофеевича Харитонова:
И-16 тип 29, в далеком 2011 году я нарисовал профиль этого "ишака" http://airaces.narod.ru/all11/harit_p9.jpg.




И-16 тип 29, 158 иап, мл. лейтенант П.Т. Харитонов, сентябрь 1941 года.

Версия 02
avk_tehnik
Как я обмолвился в коментах к предыдущей "версии", сегодня посвящу свою запись Минскому аэроузелу лета 1941 года.
В сети много немецких фотографий этого аэроузла. По различным данным на фотографиях запечатлены матчасти нескольких авиасоединений, значительня доля которых принадлежит 160 иап (светлые чайки с однотипными номерами, которые стоят на заднем фоне). http://waralbum.ru/27327/

Но меня заинтересовали безномерные самолеты:
Это очень известный и крайне популярный на различных форумах И-16 тип 29 с белыми полосами и знаком ВВС на хвосте и с подвесными баками:

Традиционно принято считать, что это самолет управления 45 иад, на котором летал комдив генерал-майор авиации Георгий Нефедович Захаров, В этом нет ни чего удивительного, т.к. большинство полков из его дивизии были вооружены И-16.
В тоже самое время, мы ни коим образом не должны сбрасывать другие версии:
- персональный самолет командующего ВВС ЗОВО генерал-майора авиации Ивана Ивановича Копца. Возможно, что на этом самолете в первый день войны он совершил облет своих избитых окружных аэродромов, что бы самому убедится в огромных потерях ВВС ЗОВО. После самоубийства генерала, машина осталась бесхозной и продолжала стоять на аэродроме пока не стала трофеем вермахта;
- самолет управления ВВС ЗОВО;
- самолет какого-нибудь полка ВВС ЗОВО, который прилетел в Минск после 22 июня.

И-16 тип 29, Минский аэроузел, лето 1941 года.
Вторым безномерным самолетом оказался так же и-16 тип 29:

Тут всего три варианта: либо самолет управления ВВС ЗОВО, либо самолет какого-нибудь залетного полка, либо после ремонта в окружной реммастерской.

И-16 тип 29, Минский аэроузел, лето 1941 года.
Еще одним безномерным самолетом оказалась новенькая "чайка":

Я думаю, что эта новенькая "чайка" предвоенной серии принадлежала командиру 160 иап майору Анатолию Аникиевичу Костромину. Это единственная чайка без номера, которая имеет мощную радиостанцию и окрашена в защитный цвет в отличие от остальных самолетов полка.

И-153, Минский аэроузел, лето 1941 года.

До того как стать гвардейским!
avk_tehnik
Интересное наблюдение я сделал пока работал над профилями Р-39 102 гиап. В принципе полк довольно известный, фотки аэрокобр этого полка в сети уже давно. Но вот что я заметил, рисуя профиль командирской "аэрокобры"...

http://waralbum.ru/28415/
На дверце под знаком "Гвардия" странные светлые разводы в прямоугольнике с темным контуром. Что же там могло быть до нанесения гвардейского знака? И вот, как мне кажется, ответ я нашел на фото других машин 102 гиап, вот одна из них... https://vikond65.livejournal.com/4816.html

Там были рекламные постеры из США с красивыми женщинами из за океана. На этом самолете реклама мыла Palmolive, этот зеленый брикетик ни с чем не спутаешь.


07.07.1943: За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 255 124 иап преобразован в 102 гвардейский истребительный авиационный полк.
Из донесения: «Начальнику штаба 2-го гвардейского истребительного авиакорпуса. Доношу: на основании приказания командира полка гвардии майора Пронина на всех боевых самолетах полка на дверях кабин самолетов по обе стороны нарисованы гвардейские значки. Начальник штаба 102-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии майор (подпись) Шустов» http://waralbum.ru/28415/

Р-39 «Аэрокобра» 102 гиап, командира полка гв. майора А.Г. Пронина, лето 1943 года.

Версия 01
avk_tehnik
Очень давно мне не дает покоя фотография линейки наших самолетов на аэродроме Риги.

(фото с eBay)
На фото, оставленная нашими войсками летом 1941 года, матчасть 10 и 21 истребительных авиаполков. Различить их просто: ранние типы И-16 с цветными пилотками на хвосте-это 10 иап, а поздние типы ишаков из 21 иап.
Конечно же самым интересным выглядит И-16 с эмблемой ВВС на хвосте.
Хочу предположить, что это самолет командира полка майора Мирошниченко Николая Ивановича (1909 г.р., к/п, 2 Ордена Красного Знамени, 20 лет РККА. Закончил 3-ю ВШЛ. Участник гражданской войны в Испании, 7 побед (4+3). Комполка с 30 января 1940 года по 30 сентября 1941 года).


И-16 тип 24, 21 иап, аэродром Рига, июль 1941 года.

Истребитель вице-маршала
avk_tehnik

Hawker Hurricane MK.I (N3854), командира 11 Group RAF вице-маршала Кейта Родни Парка, осень 1940 года.

Работа над ошибками №5 (большая чистка, продолжение)
avk_tehnik
Продолжу...
Этот самолет стал восемнадцатым трофеем А. А. Козакова. После ремонта он был личным «лимузином» командира 1-й БАГ.

Hansa-Brandenburg C.I №269.18, XIX КАО, осень 1917 года. (Краски русской авиации. 1909–1922 гг. Книга 2 / Марат Хайрулин, Борис Степанов. – М. : Фонд «Русские Витязи», 2013. стр. 36).
Очень долго и трудно рождался этот профиль, пришлось порыться в источниках и монографиях, сделать много вариантов. но в итоге получилось...

Знаменитые черти из 13 ("чертова дюжина") Казанского авиатряда:


Nieuport XXIV bis, 13 Казанского АО, лето 1920 года. (Краски русской авиации. 1909–1922 гг. Книга 3 / Марат Хайрулин. – М. : Фонд «Русские Витязи», 2014. стр. 104).


Nieuport XXIV bis, 13 Казанского АО, красвоенлёт Ю. П. Крекис, Юго-Западный фронт, Станция Сокологорное, февраль 1920 года (Краски русской авиации. 1909–1922 гг. Книга 3 / Марат Хайрулин. – М. : Фонд «Русские Витязи», 2014. стр. 99).


Nieuport XXIII, 13 Казанского АО, командир отряда красвоенлёт П. Х. Межерауп, Юго-Западный фронт, Станция Сокологорное, февраль 1920 года (Краски русской авиации. 1909–1922 гг. Книга 3 / Марат Хайрулин. – М. : Фонд «Русские Витязи», 2014. стр. 102).

Работа над ошибками №4 (большая чистка)
avk_tehnik
Давно, очень давно я нарисовал эти профили и выложил их на форуме aviaww1.forum24.ru, а потом их поместили на сайт wio.ru ( http://wio.ru/ww1a/risak-n.htm ). Теперь не спеша приступаю к планомерному исправлению своих "мурзилок" (терпеть не могу когда так называют профили самолетов!) на более аутентичные изображения.

Nieuport XII №1043, III КАО, 3 БАГ, в разное время летали прапорщик А.В. Шиуков (Шиукашвили) и унтер-офицер Г.А. Проневич, апрель 1917 года. (Боевые авиационные группы Первой мировой войны. / Марат Хайрулин, Виктор Куликов. - СПб.: Гангут. 2015 г.)
К сожалению, тот профиль, что был нарисован ранее, скорее всего представлял стандартную окраску русских Nieuport X, чем истинный вид «двенашек». Я просто доверился фотографии в статье Виктора Куликова "Главнокомандующий" (Авиация и Космонавтика 1995-11)

««Ньюпор XII» «добыл» победу 1 августа 1916 года.»
А на самом деле это Nieuport X из 6 авиаотряда истребителей.

Nieuport X №712, 6 АОИ, на котором в разное время летали командир отряда капитан Н.Н. Моисенко-Великий и подпоручик А.А. Муташ, осень 1916 года. (Российские летчики-истребители Первой мировой войны. / Марат Хайрулин, Виктор Куликов. - СПб.: ИПК Гангут. 2014 г.)

Следующие профили очень хорошо известны, они из второго тома "Краски русской авиации. 1909–1922 гг."...


Nieuport XVII № 4187, XXII КАО, на этой машине летали подпоручик В. М. Покровский и старший унтер-офицер Г. И. Кибасов. (Краски русской авиации. 1909–1922 гг. Книга 2 / Марат Хайрулин, Борис Степанов. – М. : Фонд «Русские Витязи», 2013. стр. 152).
* Русалку рисовал талантлевейший художник Тарас Штык.


Nieuport XXI №1514, 2 АОИ, на нём воевал подпоручик И. А. Орлов, осень 1916 года. (Краски русской авиации. 1909–1922 гг. Книга 2 / Марат Хайрулин, Борис Степанов. – М. : Фонд «Русские Витязи», 2013. стр. 106).
* Самолет был вооружён трофейным пулемётом «Бергман».


Nieuport XVII №2232, 2 БАГ, персональный самолет командира группы штабс-капитана Е.Н. Крутеня, 6 июня 1917 года. (Краски русской авиации. 1909–1922 гг. Книга 2 / Марат Хайрулин, Борис Степанов. – М. : Фонд «Русские Витязи», 2013. стр. 59).

Следующий профиль был нарисован на основе этой фотографии:

В одном из номеров "Крылья родины", из моего уже далекого детства (все же 5-й десяток неминуемо наступает), этот самолет приписывали прапорщику Н.В. Навроцкому, а на самом деле эта машина из 5 корпусного авиаотряда.

Nieuport XXI №1873, 5 КАО, 8 АД, лето 1917 года. (Боевые авиационные группы Первой мировой войны. / Марат Хайрулин, Виктор Куликов. - СПб.: Гангут. 2015 г. стр. 313)

Специально для Боба...
Этот профиль так же известен как и изображения ньюпортов Козакова и Крутеня:

Nieuport XXIII № 3598, XIX као, 1 БАГ, вр.и.о. командира авиаотряда поручика Б. А. Губера, осень 1917-весна 1918 годов. (Краски русской авиации. 1909–1922 гг. Книга 2 / Марат Хайрулин, Борис Степанов. – М. : Фонд «Русские Витязи», 2013. стр. 142).

Самолет прапорщика Николая Васильевича Навроцкого:

Nieuport XXI, XIX КАО, 1 БАГ, прапорщика Н.В. Навроцкого, апрель 1917 года.
* К сожалению, мне так и не удалось узнать заводской номер этого ньюпа.

Еще один "птах", очень памятный для меня, нуждается в жесткой коррекции http://wio.ru/ww1a/farmanru.htm Сколько копий было сломано на форуме, но все точки были расставлены в первом томе "Краски русской авиации. 1909–1922 гг."

Maurice Farman MF. XVI, XXI КАО, 1915 год. (Краски русской авиации. 1909–1922 гг. Книга 1 / Марат Хайрулин, Борис Степанов. – М. : Фонд «Русские Витязи», 2012. стр. 77).

Самый известный Моран-Парасоль РККВФ http://wio.ru/ww1a/parasolr-ru.htm

Morane-Saulnier type L, Московская школа авиации, 1919 год. (Краски русской авиации. 1909–1922 гг. Книга 3 / Марат Хайрулин. – М. : Фонд «Русские Витязи», 2014. стр. 158)

P-39 "СМЕРТЬ ФАШИЗМУ!" 30 ГИАП
avk_tehnik

P-39Q-5 30 гиап, весна 1945 года.